МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ И УЧЕНЫЕ ЗА НРАВСТВЕННУЮ ТРАДИЦИОННУЮ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ»
деятельность | структура и статус | публикации | конференции, семинары | персоналии
 
О формировании речевых умений младших школьников средствами предмета математики (на примере материала 1 класса).

Борейко Л.Н.

"Основные цели начального курса математики - ...дать начальное математическое развитие, включающее в себя... развитую математическую речь и память"(из Программы начальных классов, 1-4, "Просвещение",1994г.) Почему среди прочих целей математического образования, пусть далеко не на первом месте, но говорится о развитии речи? Это следствие того, что математикой воспитываются и такие качества как точность, четкость и ясность речи и ума.

Нейропсихологи отмечают серьезные изменения в психическом устройстве ребенка, произошедшие за последние годы и десятилетия (газета "Новые известия", статья "Диагноз: страх перед школой"). Зафиксировано, что у большинства детей стала доминировать правая часть головного мозга. Правополушарные - это творцы, интуитивисты, часто прекрасные мастера "Золотые руки". Создающийся дисбаланс между умением делать и неумением объяснять свои действия приводит к школьным неуспехам. Поэтому очень важно на каждом уроке создавать речевую психологическую ситуацию, чтобы стимулировать учащихся на разговор. Сама структура учебников начальной школы, содержащих только практические задания, часто даже без формулировок, побуждает к тому. Задача учителя, именно в этом возрасте играющего главную роль в воспитании правильного отношения к книге, использовать все преимущества настоящего положения.

Для работы по формированию и развитию речи на уроках математики в 1 классе, например, используются следующие упражнения:

 

а). 2+3

- два плюс три

- к двум прибавить три

- два прибавить к трем

- сложить два и три

- сумма двух и трех

- два увеличить на три

- на три больше, чем два

- слагаемые два и три

 

б) 5-3

- пять минус три

- от пяти вычесть три

- три вычесть из пяти

- разность пяти и трех

- пять уменьшили на три

- на три меньше, чем пять

- уменьшаемое пять, вычитаемое три

При работе с предложенными заданиями, учитель следит за правильным произношением числительных, рациональным порядком слов в высказывании, возможностью перестановки слов без ущерба для смысла высказывания, использованием математических законов для разнообразия формулировок. Это же содержание предлагается учащимся и в обратном виде: "Запишите высказывание (предложение) в виде математического выражения".

Упражнения подобного рода не только расширяют лексический запас ребенка, но и способствуют формированию представлений школьников об уникальности, универсальности математического языка, который предельно кратким, сжатым образом описывает окружающую действительность. Эти представления ложатся в фундамент математического знания и мировоззрения вообще, опираясь на мироощущения. Дети начинают понимать и принимать математику как мощный инструмент для освоения действительности, а не просто как набор действий, который может выполнить и машина.

Предлагать эти упражнения можно и нужно с использованием игровых форм. Мы эти игры называли "Переводчик", т.к. действительно осуществляли перевод с математического языка на обиходный и наоборот.

Богатейшим материалом, на котором решаются важнейшие задачи преподавания математики - развития мышления и творческой активности учащихся - являются текстовые задачи. Обучение их решению с опорой на опыт младших школьников, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышление приводит не только к развитию как эмпирического, так и теоретического мышления, но и открывает простор для развития речи.

На первых же уроках учителям предлагаются ситуации, для разрешения которых приходится выполнять действия сложения и вычитания. В результате обоснования учащимися выбора действия для нахождения ответа на вопрос, родился своеобразный словарь, который в дальнейшем пополнялся и закреплялся в упражнениях:

2. Подберите слова из обиходной речи, в которых скрыто действие:

сложение (увеличение)
вычитание (уменьшение)
добавили убавили
пришли ушли
приехали уехали
влили отлили
связали развязали
выросли завяли
вернулись сорвали
привезли вышли
доложили увезли
вошли отложили
подвезли продали
вернули... отдали...
вместе на сколько меньше
на сколько больше  

Работа с этим словарем позволяет с математической точки зрения уточнить смысл тех или иных приставок, а с другой стороны, стимулирует осознанное освоение математических операций через образы родного языка.

Для обработки навыка "перевода" учителю понадобится достаточно объемный список разнообразных житейских ситуаций, включающих разные лексические формы. Приобретенные умения используются в решении и составлении задач:

3. а). Объясните, что означают выражения применительно к данному рисунку,

составьте соответствующие задачи:

3+4 Когда с дерева упали 3 яблока, на нем остались 4 яблока. Сколько яблок было на дереве?

7-3 На дереве висели 7 яблок, 3 упали. Сколько яблок осталось на дереве?

7-4 На дереве было 7 яблок. Когда несколько штук упали, то осталось 4

яблока. Сколько яблок упало?

4-3 На сколько яблок больше осталось висеть на дереве, чем упало?


   б). Составьте различные выражения по рисунку и текст к ним:

2+5 Было 2 белых и 5 полосатых кругов. Сколько всего было кругов?

4+3 К четырем маленьким кругам добавили 3 больших. Сколько всего стало кругов?

7-4   Вырезали 7 кругов, 4 из них были маленькие. Сколько вырезали больших кругов?

5-2   На сколько больше вырезали полосатых кругов, чем белых? и др.

   в). Сочините текст к данным выражениям и нарисуйте иллюстрации:

5+3; 8-2; 7-4; 6+1.

Целенаправленная и систематическая работа с означенными упражнениями приводит к осознанному владению предметными знаниями, умениями и навыками; способствует развитию речи младших школьников, а между делом, дает толику социальной защищенности учащихся через уверенность в слове.

Привычные виды работы с учащимися (слушание и чтение текстов, наблюдение, сопоставление, создание текстов, их схематизирование и знаковая запись и пр.) создают необходимые речевые ситуации, при которых школьникам захочется высказывать собственные суждения.

В современных программах по любому предмету есть указания по развитию речи в процессе проведения уроков. Однако, в школьной практике до сих пор еще не редкость, когда речевая ошибка не поправляется учителем во время урока (склонение числительных, прочтение математических выражений, сопоставление знака и слова и пр.).

Именно поэтому представляется важным предусмотреть специально организованную работу по развитию речи на уроках математики с учетом нарастающих трудностей от класса к классу.

М.А. Рыбникова утверждала, что: "Систему создает понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастания трудности" (ср. "Избранные труды", М.,1958 г., с.594).

В.П.Острогорский считал развитие "дара слова" важной государственной задачей: "Школа обязана давать государству прежде всего благородно мыслящих и чувствующих людей, вполне владеющих устно и письменно одним из лучших даров человеческой природы - даром живого слова." (Беседы о преподавании словесности, СПб., 1913 г., с.13)

Вопросы развития речи учащихся с давних времен до сегодняшнего дня стояли и будут стоять в ряду самых актуальных проблем школьного преподавания. В трудах известных психологов подчеркивается важность работы по развитию речи в школе, необходимость специальных упражнений, речевой практики и системы в работе по совершенствованию речи школьников.

Недостаточность этой работы в начальном звене обучения имеет плачевные последствия в средней школе, когда резко увеличиваются объемы осваиваемых текстов и информации формального знакового плана.

Структура работы: - Введение.

- Теоретические основы формирования речевого компонента

учебной деятельности.

- Из опыта работы по классам (1-3).

 

 
деятельность | структура и статус | публикации | конференции, семинары | персоналии
 
Hosted by uCoz