МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ И УЧЕНЫЕ ЗА НРАВСТВЕННУЮ ТРАДИЦИОННУЮ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ»
деятельность | структура и статус | публикации | конференции, семинары | персоналии
 
СЕРЫЙ ВОЛК У ЛЕСНОЙ ДЕРЕВНИ
Ф. Савельева, Е. Мещерякова

Рано или поздно перед родителями со всей неизбежностью встает вопрос определения своего ребенка в детский сад или школу. При всем нынешнем разнообразии образовательных систем найти оптимальную, которая соединяла бы в себе педагогическое мастерство и духовное, нравственное отношение к воспитанию личности ребенка, которая давала бы основательное образование и здоровые нравственные ориентиры, воспитывала бы детей в духе любви и уважения друг к другу, непросто.

В качестве альтернативы государственным учреждениям сегодня широко представлены многочисленные новаторские школы, в их числе и вальдорфская.

Несколько лет назад в поисках подходящей школы для своих детей мы пришли в Центр лечебной педагогики и педагогики Р.Штейнера, т.е. вальдорфский, который предлагает свой вариант здорового воспитания и образования для детей, основанный на духовной науке Р.Штейнера.

Основатель этой образовательной программы считал, что искусство воспитания “должно основываться не на общих рассуждениях о гармоническом развитии всех сил и способностей и т.п., а может быть построено лишь на основе подлинного познания существа человека. В искусстве такого воспитания детей речь идет о конкретных знаниях в отношении членов существа человека и закономерностей их развития”. Вальдорфский Центр заявлен как “некоммерческая, негосударственная, нерелигиозная школа для детей из любых социальных слоев и любой религиозной конфессии”.

“Когда переступаешь порог вальдорфского детского сада или школы, то переполняешься тихим восторгом…” – вот впечатления тех, кто когда-нибудь заходил сюда. На фоне наших больших шумных, а часто и неухоженных школ уютный мир этой, с, по-деревенски, неторопливой жизнью, в окружении предметов ручной работы из натуральных природных материалов, с настоящей мельницей, с игрушками из дерева и шерсти, милых сердцу кукол и самотканых ковриков, незамысловатых детских рисунков, кажется сбывшейся мечтой многих родителей о школе, в которой, как-будто, царит тишина, покой, любовь и уважение к детям! В этой школе очень неторопливо и основательно строят фундамент будущего образования детей, не травмируя их спешкой, перенапряжением и учебными перегрузками. Учителя здесь талантливы, очень подвижны в собственном педагогическом образовании, на первый взгляд, не позволяют себе бестактного или грубого обращения с детьми.

В вальдорфской школе отдается предпочтение нравственному, трудовому воспитанию учащихся. Педагогическая система кажется тщательно проработанной и выверенной до мелочей, учитывающей всесторонние возрастные особенности развития и формирования ребенка, формально схожей с христианской антропологией. В противоположность сокрушительным терминам советской школы: учебный план, образовательный стандарт, детодни и пр., здесь предлагается считать уровень физического и душевного здоровья тем единственным фактором, который определяет учебный план учителя. Обучение детей в школе строится на основе образного, художественного мировосприятия ребенка. Здесь много уроков рукоделия, лепки, музыки и ритмики (эвритмии), проводимых на высоком методическом и культурном уровне.

Абсолютно вся жизнь ребенка в школе попадает в сферу педагогической деятельности учителя. Каждая деталь в работе учителя с детьми наполняется глубоким смыслом служения делу. Он не только проводит уроки в классе, но и играет на переменах и на прогулке с детьми, лично занимается уборкой класса, вместе со своими подопечными, - мытьем посуды и пр. мелочами, щедро вкладывая свою душу в эти бескорыстные действия. Тем самым учитель пытается создать в школе для ребенка атмосферу благополучной семьи и способствует раскрытию его души. Так незаметно учитель становится для своих учеников и “доброй мамой”, и “справедливым отцом”, и “мудрой бабушкой” – ему можно довериться полностью! Взаимоотношения сотрудников и руководителей школы между собой также резко отличаются от привычных для нас взаимоотношений в обычной школе. Они больше напоминают нам состояние духовного ученичества.

Мы оказались свидетелями того, что на любое, даже незначительное действие или шаг практической деятельности испрашивается сугубое позволение руководителя. Обязанности каждого сотрудника школы строго определены и разграничены. Однако чувство недоумения вызывала педантичность в мелочах, доведенная до абсурда, например, учитель при нас спрашивал, на какую высоту заточить карандаши для своих учеников 1 класса, оставить открытыми или затворить окна класса, как мыть полы, какими спичками зажигать свечу в классе! и т.д.

Недоумение и тревогу вызывала полная закрытость учебного процесса для родителей. Они категорически не допускались в помещение школы во время учебного дня. Следует отметить, что программа обучения детей очень серьезно не совпадает с государственной образовательной программой, и только к 7 - 8 году обучения в вальдорфской школе предполагается достижение государственного образовательного уровня. При этом серьезное обучение детей письменности и русскому языку в первых двух классах отсутствует.

Родители приглашались на регулярные родительские собрания – семинары, более всего походившие на “пасторские” беседы о задачах и приемах воспитания “духовного” толка. Нарочитое требование необходимых для жизнедеятельности школы родительских пожертвований в виде денежных взносов (при том, что сначала говорилось, что это будет происходить только на добровольных началах) и простой физической помощи никак не увязывалось с полной зависимостью родителей и детей от этой системы образования, их полным бесправием в возможности хоть как-то влиять на обучение детей. В школе, декларативно объявленной как школа-семья, родители имели лишь одно право: ознакомиться с верхушками вальдорфской системы обучения детей и, согласившись с ней, довериться полностью педагогам и этой системе образования.

Сначала смущение стали вызывать “изречения”, вернее, метод их использования. Их систематически произносили хором в начале и в конце учебного дня:

Твердой, как камень, Прозрачной, как кристалл,

Чистой, как золото, Пусть будет моя душа;

или

С головы до ножек, Через ручки и сердце,

Я – Божье дитя, В камне и цветке,

В мамочке и папочке, Во всех милых людях

Живет для меня Божья воля, Страх никогда не подойдет ко мне,

А только все доброе, что есть на Земле.

Амэн;

или другие подобные строфы.

На вопросы родителей о целесообразности и правомерности регулярного речевого тренинга детей звучал ответ, что эти изречения помогают мобилизовать силы, сохранить полученные в школе впечатления от уроков и перевести их в формирующуюся волю ребенка. Кроме того, настоятельно рекомендовалось перевести образ жизни, ритм дня и стиль школьных взаимоотношений в семью. Вопросы здорового питания, медицинского наблюдения и лечения бралась решать школа, обосновывая это необходимостью единой системы духовного подхода к взращиванию ребенка. Категорически запрещалось любое внешкольное образование: музыкальная школа, спортивные секции, художественные студии и т.д.

С другой стороны, активно пропагандировалось широкое самообразование родителей на основе антропософской литературы, в большом ассортименте предлагаемой для приобретения в домашнюю библиотеку.

Наконец, наше желание разобраться в этой непростой системе образования, привело нас на семинар по педагогике Р.Штейнера, организованный руководителями школы (центра). Слушателями семинаров были заинтересованные родители, начинающие и опытные педагоги школ, воспитатели детских садов. Всех их привлекла сюда возможность ознакомиться с педагогическим опытом и овладеть неким педагогическим искусством, базирующимся на стройном научном подходе к современным проблемам воспитания и образования детей.

На деле же оказалось, что без изучения тайноведения, теософии и других оккультных разделов штейнеровской “духовной” науки семинарист не мог быть допущен ни к продолжению слушания семинаров по практической педагогике, ни к самым простым практическим делам школы, ни, тем более, к работе с детьми в вальдорфской школе. Вместо материалов по педагогике в первую очередь требовалось изучение того, что оказалось её основой: “Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека.”, “Очерки тайноведения”, “Мистика на заре духовной жизни нового времени”, “Как достигнуть познания высших миров”. Вспомним, что говорилось вначале о свободе вероисповедания, и поймем теперь, что о ней здесь не могло быть и речи.

На деле сама подготовка вальдорфского педагога включает в себя широкий спектр оккультных практических приемов: каждое семинарское занятие предваряется 30-минутными речевыми упражнениями, построенными на медитативных “изречениях” Р.Штейнера (читай: антропософская молитва на каждый день года). В этих изречениях звучит прямое обращение к мировому духу. При этом очень осторожно и деликатно слушателям семинаров прививается безбоязненное отношение к общению с миром духовных существ как велению просвещённого и образованного времени. Христианская молитвенная практика объявляется устаревшей и недейственной.

Подобная система речевых упражнений очень активно воздействует на настроение собравшихся людей, на их психофизическое состояние, по всей видимости и являясь тем элементом нейролингвистического программирования личности, о котором говорит о. диакон Андрей Кураев в книге “Сатанизм для интеллигенции” (М.1997, т.1). Воздействие этих упражнений особо усиливается в сочетании с эвритмическими движениями, которые представляют собой систему “духовно-наполненных” телодвижений, обозначающих звуки и позволяющих выразить слова и фразы на языке телодвижений. Некоторые взрослые семинаристы во время занятий музыкой, либо речевыми тренингами в сочетании с эвритмией нередко теряли сознание.

Хотелось бы остановиться на содержании музыкальных занятий. Предпочтительным инструментом для детей младшего школьного возраста здесь является флейта, которая напрямую связана с дыханием и душевностью человека. Содержание же и медитативное построение музыкальных упражнений прямо воздействует на незащищенную душу ребенка.

После начала обучения на этом педагогическом семинаре мы стали испытывать смешанные чувства неприятия методов, упражнений, изречений и в целом всего их мировоззрения с одной стороны, и, с другой стороны, восторг от видимых успехов их педагогической практики и желание перенять практически полезный опыт педагогического мастерства, которым, несомненно, обладали хорошо образованные, самоотверженные устроители семинара. Они просто покоряли своей работоспособностью, отзывчивостью, жертвенностью в деле практической помощи детям, в том числе и больным детям-отказникам с диагнозами ДЦП, болезнь Дауна и пр. Лишь отстранившись от этих семинарских занятий, мы поняли, что основной целью душевных устремлений их устроителей было умелое манипулирование сознанием аборигенов, т.е. нас и других наших с вами соотечественников, которые пришли или ещё придут в центр вальдорфской педагогики.

Наши попытки получения “сухого педагогического остатка” из всей вальдорфской системы образования оказались тщетными. Исключение из этой системы ее духовной основы – антропософии, – означает лишение ее сути, целостности, стройности, а, как следствие, действенности и эффективности. Без использования всей системы приемов педагогики Штейнера не может быть вальдорфской школы, ибо прообразом занятий учителей с детьми являются описанные выше занятия на педагогических семинарах.

Вальдорфский учитель обязан рассматривать своего ученика как существо, пришедшее из духовного мира, сокровенная природа которого имеет три составляющих: физическую, эфирную и астральную. Рождение человека означает лишь рождение его физического тела. В момент смены молочных зубов рождается эфирное тело. Наступление половой зрелости знаменует рождение астрального тела человека. Всё “педагогическое” самосовершенствование учителя должно направляться к развитию в себе тонкого чувственного восприятия этих составляющих человеческого существа. Одной из непреложных “истин” штейнеровской “науки” является учение о реинкарнации. Поэтому, писал Штейнер, “учитель должен иметь перед глазами все величие этих вещей: ты делаешь нечто, что делали бы боги в период между смертью и новым рождением. Естественно, эти вещи становятся черной магией, если с ними обращаться неморальным образом”.

Каждое утро детей в школе должно начинаться с той самой речевой гимнастики, которая даже внешне обставляется как ритуальное действо: горящая свеча, крестообразно сложенные ручки на груди, благоговейное настроение педагога, передающееся детям.

Весь учебный материал: азбука, математика, рисование, музыка, ежедневная сказка, которой заканчивается учебный день, - дается учителем в интерпретации, носящей оккультный смысл. Подобная внутренняя установка учителя способствует усилению мифологического восприятия детьми действительности, которые в возрасте от 7 до 10 лет имеют природную склонность к мистическому восприятию мира. Нам известны примеры видения детьми, воспитывающимися в вальдорфской школе, духовных сущностей. Так, девочка 8 лет видела черный дым вокруг головы своего учителя, когда он рассказывал ежедневную сказку для детей. Другая девочка (7 класс) видела ужасные "рожи", влезающие с улицы в окно класса, находящегося на втором этаже.

Вальдорфская школа в действительности – это не просто образовательная система, а образ жизни, культивируемый среди всех членов этой школы-семьи. Родители, дети, учителя должны видеть перед собой одну и ту же цель – “духовное” самосовершенствование, в котором не остается никакого места Богу и Церкви. Вся жизнь школьная и внешкольная в главном и в мелочах твердо строится на традициях западного “христианства”, круто замешанного здесь на магии и оккультизме. Под видом знакомства с христианскими преданиями детям прививается нигилистическое отношение к русским православным традициям, которые преподносятся в виде мифов и легенд. Например, дети узнают легенду о Сергии Радонежском..! и т.п. Так, сознательно, в заявленной как нерелигиозной, вальдорфской школе довольно активно проводится религиозная практика, закладывающая извращенные формы будущего Богообщения у наших детей.

За внешне комфортное пребывание в этой “удивительной” школе, идеалы которой подпитаны магией, приходится расплачиваться разрушенными сердцами и духовным здоровьем собственных детей…Мамы и папы, ответьте на вопрос, стоит ли платить такую цену?

 

 
деятельность | структура и статус | публикации | конференции, семинары | персоналии
 
Hosted by uCoz